Ещё немного записок. правда не мои
1. Холм или курган?
Есть на севере Ивановской области очень примечательный объект – Волотова гора, что в нескольких километрах к С-В от районного центра г. Фурманова. Эта гора (холм ?) находится в непосредственной близости сел Михайловское, Ильинское и Введенское, расположенные на левом берегу небольшой реки Шачи. История этих сел неразрывно связана с младшей ветвью княжеского рода Волконских и рода Жабиных.
Холм имеет практически правильную «курганную» форму. С двух сторон он покрыт кустарником и невысокими деревьями, третья сторона холма омывается рекой Шачей, четвёртая - имеет как бы небольшой вытянутый «лоб», больше всего напоминающий засыпанный землей и заросший «вход» внутрь кургана. Обращает на себя внимание то, что долина р. Шачи в этой местности практически идеально ровная и только Волотова гора своей монументальностью «не вписывается» в окружающий пейзаж. Длина кургана (холма) около 50 метров, высота определяется «на глаз» как 3,5 – 4 метра. Холм весь покрыт «оспинами» небольших кладоискательских ям. Большинство из них появились здесь во 2 половине XX века после установки на вершине холма большой чугунной плиты имеющей надпись «Волотова гора – памятник истории и культуры IX - XII вв.». Вопрос о датировке этого памятника – более чем спорный, т.к. никто из археологов или историков специального исследования по этому вопросу не проводил.
В 1965 г., археологом Ивановского областного краеведческого музея Ерофеевой Е.Н. была издана брошюра «Археологические памятники Ивановской области», где автор прямо называет этот холм «Михайловским курганом», но делает оговорку, что среди местного населения курган известен, как – Волотова гора. Информации о проведении археологических работ на Волотовой горе - нет. В частной беседе с автором этих строк в конце 80-х кодов Елена Николаевна Ерофеева рассказывала, что склонна была отнести этот холм к «длинным курганам», распространённым на СВ Руси.
2. Святое и «нечистое»
Помочь пролить свет на загадку Волотовой горы могли бы местные истории и легенды. Поэтому мы отправились в село Михайловское - насёленный пункт, расположенный ближе всего к Волотой горе, которое широко и привольно раскинулось на пологом берегу р. Шачи.
Михайловское - бывшее владение князя Давида Федоровича Галицкого. В центре села стоит храм Михаила Архангела, построенный в 1819 году усердием прихожан, единственный в округе действовал все советское время. Здесь жил и трудился преподобный старец архимандрит Леонтий, совершавший богослужения в храме Михаила Архангела в 60-70 годы уходящего XX века. В 1972 году недалеко от могилы старца забил родник, вода которого оказалась целебной. Родник сразу стал чрезвычайно популярным в народе. В 1996 году над Святым источником сооружена часовня с купальней. До сих пор жители села Михайловского отмечают три годовых праздника: 19 сентября и 21 ноября – Михайлов день и 29 июня – Тихонов день. Чудеса, не раз происходившие по молитвам приподобоисповедника Леонтия (Стасевича), продолжаются до наших дней.
В своё время в селе был организован колхоз «Новый путь», который имел свою конюшню на 40 лошадей, коровник на 49 коров и овчарник на 120 голов. Вся луговина р.Шачи в районе села издревле, в советское время и в наши дни использовалась как пастбище. Казалось бы, что сельские пастухи здесь знают все окрестности и все истории с ними связанные. Но не всё так просто.
Первые же наши вопросы о Волотовой горе вызывают у них настороженность и желание немедленно заняться своими срочными пастушескими делами. Помог наш проводник - житель г. Фурманова, у которого в Михайловском оказались дальние родственники, да к тому же ещё и старожилы. Выяснилось, что гора среди местного населения считается «нечистым» местом. Отношение к ней более чем неоднозначное. Считается, что она как- то связана с именем некого Волота, но кто он такой - нынешние жители села уже не знают. Более интересной оказалась информация у жителей соседних сёл. От них стало известно, что под курганом зарыт великан или богатырь – Волот. Существуют множество разрозненных легенд так или иначе связанных с тем, что в кургане спрятаны какие-то сокровища, которые никто до сих пор не смог найти. Но тем, кто найти (раскопать) их пытался - сильно «не везло» в дальнейшей жизни.
3. Волоты – кто они ?
Волотова гора под г. Фурмановым далеко не единственный объект, связанный с именем легендарного Волота. Это в первую очередь Волотово поле под Новгородом, где по преданию находилось славянское святилище бога Велеса. Известны несколько случаев наречения Волотовыми могилами скоплений новгородских сопок. Существуют и другие топонимические названия, связанные с Волотом на Верхней Волге - д. Волотово Буйского района в Костромской области, озеро Волотовское под Костромой, "Волотова могила"у г. Переславль - Залесский, поселок Волотово в Ивановской области и др. Во Владимирской области это Волотовы горы близ г. Мурома и Волотовы могилы за Клязьминским городком. В Липецкой области близ города Лебедянь находится с. Волотово. Это село - дно из древнейших селений в регионе. В писцовых и межевых книгах первое упоминание о нём встречается 1627 – 28 гг., как слобода Волотова Могила. Считается, что название села происходит по названию кургана - «Волотова Могила», находящемуся в устье р. Красивая Меча. Интересно, что часть населения Волотова, получив землю в стороне от села, покидала его и образовывала так называемые выселки – деревни Волотовские Озерки и Волотовские Дворики.
Интересны легенды об основании г.Вологды - "….От баснословных каких то Волотов, подобно греческим гигантам, якобы они перед... крещением тут жили и построили сей город, назвали оный так, как и реку по имени своему Волотой или Володовой". О Волотах в Буйском уезде Костромской области в 1919 г. был записан следующий рассказ "Близ именья Г.Н. Глаголева «Ивановское» есть Волотовы горы... они, по преданию, накопаны были жившими здесь великанами по имени Волоты. Они были так велики, что, занимаясь кузнечным делом, передавали друг другу топоры на другой берег реки"[Смирнов 1919]. В. Даль так характеризует связанные с волотами поверья : «…Волот - гигант, великан, могучан … богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах сказочных, в богатырях, сила соединяется с ростом и дородством: остатки их народ видит в костях допотопных животных …». Известны случаи, когда найденные случайно кости мамонтов назывались крестьянами «костями великанов». В Ярославской губернии ещё в конце 18 века у некого помещика Переславского уезда в качестве железного листа от летящих искр перед камином использовалось т.н. «годеновичево ребро». Этот случай приводит в своём «Журнале пешеходцев из Москвы до Ростова и обратно» подвижник собирательства старинных изустных народных рассказов М. Н. Макаров (1789-1847), имя и труды которого до сих пор известны лишь узкому кругу специалистов. О подвигах богатыря Ивана Гаденовича, родившегося в Ростовском уезде и похороненного, как утверждают народные предания в каком-то селении близ нынешнего пос. Борисоглебского говориться в одной древнерусской былине, вошедшей в сборник Кирши Данилова. Недалеко от этих мест, под г. Переславль-Залесский находится ещё один холм или курган, имеющий местное название – Волотова гора.
Волотова гора у с. Михайловское в Ивановской области вызывает у местных жителей смутное чувство страха как "нечистое место", а у учёных - чувство страха за сохранность уникального памятника, который разрушают кладоискатели. Быть может, мы теряем не только необычный огромный холм на равнине, но и реальный ключ для разгадки преданий о волотах.
Источник: http://kurgany.org/publ/3-1-0-39
Добавлено спустя 1 час 4 минуты 20 секунд:
В декабре в Новой галерее Ивановского областного художественного музея прошла выставка «Приношу в дар музею…». Экспозицию вернисажа составили предметы, поступившие в коллекцию музея в этом году посредством закупок и дарений.
Подобная выставка проводится в музее в четвертый раз. В 2014 году фонд музея пополнился разнообразными по видам и жанрам работами: художники и скульпторы, исследователи, меценаты, коллекционеры и просто жители города, которые трепетно относятся к раритетным предметам, передали музею живописные и графические произведения, керамику, фотографии и документы, археологические находки и предметы быта.